Чипсы, шоколадки, бутерброды – любимая еда школьников. Но для растущего организма они не приносят никакой пользы. Чем же должны питаться дети школьного возраста?
Организация питания детей школьного возраста связана с рядом особенностей развития: в этот период наблюдается ускорение роста, сложная перестройка эндокринной системы, значительное умственное напряжение и физическая нагрузка. Все это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с расходом энергии и значительным потреблением пищевых веществ. Поэтому обеспечение школьников рациональным полноценным питанием является одним из ведущих условий гармоничного развития.
Для растущего организма важно достаточное поступление полноценного белка, причем белков животного происхождения должно быть не менее 50% от общего количества белка. При физической нагрузке, умственном напряжении это соотношение должно возрастать до 60%.
При дефиците белка у детей нередко отмечается нарушение функций головного мозга, легко возникает переутомление, снижается трудоспособность, ухудшается успеваемость.Большие энергетические затраты, связанные с условиями жизни и обучением, требуют значительного поступления в организм жиров и углеводов. Жиры растительного происхождения должны составлять до 20% от общего количества жира рациона.
Для правильного развития, сохранения высокой работоспособности большое значение имеет соблюдение режима питания, который зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки, занятий спортом, общественной работы; нередко дети, особенно старшего возраста, выходят из-под опеки родителей и допускают нарушения в приеме пищи. Срывы в режиме, несоблюдение постоянных часов приема пищи, удлинение или укорочение интервалов между едой часто приводят к нарушению аппетита, вызывают расстройство деятельности пищеварительных желез, следовательно, пища, долго задерживаясь в желудочно-кишечном тракте, раздражает слизистые оболочки желудка и кишечника. Все это может провоцировать развитие ряда хронических заболеваний - гастрита, гастродуоденита, энтерита, колита, холецистита.
Для школьников в зависимости от нагрузки рекомендуется четыре или пять приемов пищи в сутки.При составлении рациона питания школьника следует предусмотреть второй завтрак, если ребенок учится в первую смену, и полдник - для детей второй смены. Калорийность их должна составлять 10-15% от суточной калорийности. Учащиеся, получающие дополнительное питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Завтрак (полдник) должен состоять из горячего либо молочно-фруктового блюда.
Организация правильного питания в школе во многом зависит от ее технической базы. В тех школах, где имеются хорошо оборудованные столовые, горячие завтраки и обеды готовят на месте из сырых продуктов или полуфабрикатов. Такая организация питания для учащихся является наиболее приемлемой.
Если в школе нет условий для приготовления пищи или ее подогрева, а функционирует только буфет, то в этих случаях можно рекомендовать молочно-фруктовые холодные завтраки: кефир, пастеризованное молоко, сыр, хлебобулочные изделия (булочки, ватрушки, пирожки с яблоками и повидлом), свежие фрукты, фруктовые, яблочные или овощные соки.
В школах с группами продленного дня организация питания требует особого внимания: дети должны быть обеспечены 2-разовым горячим питанием (завтрак и обед) или 3-разовым (завтрак, обед, полдник). При этом школьный завтрак должен составлять 20%, обед 35% и полдник 15% от суточной энергетической ценности рациона.
Питание школьника-спортсмена
Должного внимания заслуживает организация питания школьников-спортсменов. Учитывая, что при физической нагрузке возникает повышенная потребность в белке, который необходим для развития мускулатуры и увеличения массы мышц, его количество в пищевом рационе должно быть увеличено до 2,5 г/кг, а при интенсивных нагрузках - до 3 г/кг массы тела. В среднем, школьникам 10-13 лет количество белка увеличивается до 120 г , подросткам 14-17 лет - до 140 г в сутки за счет мясных продуктов (говядина, свинина, печень), рыбы, молочных и молочнокислых продуктов. Количество жира в рационе спортсмена должно быть уменьшено, соотношение белка и жира должно составлять 1:0,7, а не 1:1, как при обычном рационе детей школьного возраста. Исключение составляют спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта и во время занятий теряющие много тепла, так как жиры являются источником энергии. При этом необходимо принять в расчет, что количество растительного масла в рационе детей-спортсменов должно составлять не менее 25% от общей суточной нормы жиров. Наиболее ценными источниками мышечной энергии являются углеводы, особенно легкоусвояемые - сахар, глюкоза, но эти углеводы быстро расходующиеся, для поддержания необходимого уровня углеводов в крови в течение более продолжительного времени спортсмены нуждаются и в таких углеводах, как крахмал, которым богаты многие крупы, хлеб, картофель.
При больших нагрузках организм, кроме углеводов, нуждается в пополнении запасов соли, выделяемой из организма с потом, ряда минеральных солей, витаминов. Перед соревнованиями рекомендуется давать по 150 мг аскорбиновой кислоты. В рационе спортсменов следует широко использовать овощи, фрукты, молоко и щелочную минеральную воду с ощелачивающей целью, так как при интенсивных физических нагрузках в организме повышается кислотность.
При составлении рациона школьника-спортсмена важно учитывать время проведения спортивных занятий.
Если занятия спортом проводятся в утренние часы, то энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности, а при вечерних соревнованиях калорийность ужина - в 1,5-2 раза. Достигается это включением в питание продуктов, содержащих белок. Необходимо помнить, что после плотной еды к тренировкам или соревнованиям можно приступать спустя 2,5-3 ч.
По материалам книги "Современные аспекты питания детей"
В.А. Беляков, И.В. Попова