Врачи отмечают, что в последнее время детей с задержкой речевого развития, в том числе школьников, стало заметно больше. Но многие родители обращают внимание на то, что ребенок говорит плохо и мало, не выговаривает буквы, только к окончанию детского сада.
Оксана Малышева
врач невролог, рефлексотерапевт, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии «Реацентра Ижевск»
— Начинать бить тревогу нужно, как только вы заметили, что ваш малыш отстает от сверстников!
Причины задержки речевого развития ребенка могут быть разными:
- Родовая травма. Чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и так далее)
- Перинатальная патология центральной нервной системы. В эту группу обычно объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов
- Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия). Очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе задержку психоречевого развития (ЗПРР)
Оксана Малышева:
— Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход чаще всего одинаков: разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Для того, чтобы понять, что у ребенка есть проблема, и пора обращаться за помощью к специалистам, родители должны знать возрастные нормы речевого развития ребенка.
Примерные возрастные нормы речевого развития:
- В 1 год дети должны говорить 6-10 простых слов — «мама», «папа», «баба», «деда», «дай»
- В 2 года ребенок должен уметь строить простые фразы — «мама, дай», «хочу гулять». Словарный запас — до 50 слов
- В 3 года малыш должен говорить предложениями, объединенными по смыслу. Словарный запас — 250-700 слов
- В 5 лет дети должны говорить уже практически как взрослые. Правильно произносить все буквы, пересказывать текст, сравнивать и оценивать действия героев. Словарный запас до 3000 слов
Оксана Малышева:
— Часто родители, бабушки и дедушки «молчащего» ребенка успокаивают себя словами: «В нашей семье все дети начинали разговаривать поздно, и ничего, все выросли нормальными людьми». Где же граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?Успокаивать себя и ждать, что все само собой образуется, что ребенок пойдет в детский сад и начнет говорить, не стоит. Хотя я знаю случаи, когда даже педиатры, неврологи, логопеды говорят родителям: «Подождите». Но, на мой взгляд, время упускать нельзя, чем раньше ребенок начнет говорить, тем лучше. Школа ждать не станет.
Сейчас большинство детей идут в первый класс, умея читать и считать. А если ребенок не то что читать, а еще и разговаривать хорошо не умеет, значит, он наверняка будет отставать в учебе. К тому же все свои речевые ошибки ребенок автоматически начнет переносить на бумагу: как говорю, как слышу, так и пишу.
Поэтому, когда к логопеду приходит ребенок с задержкой речевого развития, одна из главных задач специалиста — сделать все возможное для того, чтобы довести его до нормы, и он пошел в обычную, а не специализированную, школу, не попал в коррекционный класс.
Оксана Малышева:
— Как можно помочь детям с задержкой речевого развития? Важен комплексный подход, он дает высокие результаты. В нашем центре таким детям в первую очередь оказывается медицинская помощь под руководством врача-невролога рефлексотерапевта.
Базовым методом лечения детей с задержкой речевого развития в «Реацентре Ижевск» является микротоковая рефлексотерапия. Она позволяет по схеме, индивидуальной для каждого ребенка, постепенно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Этот способ эффективен также при психических и двигательных задержках развития.
Что такое микротоковая рефлексотерапия?
Это способ лечения детской неврологической патологии, разработанный специалистами Самарского терапевтического комплекса «Реацентр».** Он помогает активизировать отстающие в развитии зоны головного мозга, стабилизировать внутричерепное давление, уменьшить тонус спастичных мышц, снизить возбудимость.
В основе этого способа лежит использование сверхмалых электрических сигналов, которые подаются на различные биологически активные точки и восстанавливают нормальную работу головного и спинного мозга пациента. Курс лечения — 3 недели. Это 15 лечебных процедур продолжительностью от 30 до 50 минут.
Минздрав РФ признал микротоковую рефлексотерапию новой медицинской технологией и выдал разрешение на ее использование в детской неврологической практике.***
Дополнительно, по показаниям, в курс лечения могут быть включены сеансы мануальной терапии и Войта-терапии. Мануальная терапия позволяет устранить и скорректировать последствия родовых травм, улучшить кровообращение головного мозга, снизить внутричерепную гипертензию.
Войта-терапия помогает обеспечить своевременное и правильное развитие двигательных навыков. У малыша вовремя и правильно сформируются навыки держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, и, наконец, ходить. Одновременно и согласованно с медицинскими специалистами, с детьми работают логопед и психолог. Причем эффективность развивающих занятий на фоне микротоковой рефлексотерапии возрастает в несколько раз!
Чем раньше начато лечение, тем выше восстановительные способности головного мозга! У детей до одного года самые высокие восстановительные возможности!Сколько же курсов лечения нужно пройти ребенку, чтобы он начал говорить?
Оксана Малышева:
— Все индивидуально. Для детей до 3 лет с легкой степенью задержки речи в среднем необходимо 2-3 курса микротоковой рефлексотерапии. В 5-7 лет, детям с грубой задержкой развития — значительно больше.
После каждого курса делается перерыв: 1-3 месяца или до полугода, в течение которого стимулированные в ходе лечения зоны головного мозга адаптируются к выполнению новых функций, и у ребенка появляются новые навыки.
Чаще всего, именно во время перерыва между курсами у детей значительно повышается познавательная активность, улучшается понимание обращенной речи, расширяется словарный запас, в речи появляются сложные предложения, улучшается дикция, появляется речь. При более тяжелых диагнозах, нормализуется поведение, устраняются истерические проявления и агрессия, вырабатываются бытовые навыки.
Оксана Малышева:
— Родителям, конечно, стоит запастись терпением, поскольку нередки случаи, когда после 2 курсов мамы не видят результата и начинают отчаиваться. Но в нашей практике столько чудесных примеров, когда «молчащие» дети самого разного возраста, наконец, начинают говорить, что мы ни на секунду не сомневаемся в успехе. Иначе бы в наш центр на лечение не приезжали родители с детьми из других регионов России и даже стран.В «Реацентре Ижевск» оказывают медицинскую помощь и здоровым детям, начиная с рождения. Консультации невролога, мануального терапевта, психолога; сеансы медицинского массажа, мануальной терапии, Войта-терапии — все это позволит своевременно предупредить задержки предречевого, речевого, психического или моторного развития.
Пусть ваш ребенок будет полностью здоров, и в этом вам поможет ижевский филиал «Реацентра»!
На правах рекламы. Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-18-01-001734 от 23 июня 2015 г. О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом. *Акция действует с 1 по 28 февраля 2018 г. для тех, кто вышел на 1 курс лечения. Подробная информация по телефону 8 (3412) 333-032. **Патент на изобретение №2305537, зарегестрирован в Государственном реестре изобретений РФ 10 сентября 2007 г. ***Разрешение на применение новой медицинской технологии ФС №2010/031 от 24 февраля 2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития