Когда стоит начинать читать ребенку? С самых ранних месяцев или когда произнесет первые слова? И какие книги должны быть в «читательском детском рационе»? На эти и другие вопросы ответим в статье.
Когда-то мы были самой читающей страной в мире, сейчас же, согласно исследованиям, дела с литературой обстоят не лучшим образом. То и дело мы слышим возмущенные отклики, что дети сейчас практически не читают.
— Читать — нудно, долго, неинтересно, и вообще, лучше я на планшете поиграю, — заявляет чадо, даже не взглянув на книжку, которую вы ему предлагаете.
Неужели чтение как форма познавательного досуга изжило себя?
Посыл «читать — модно и увлекательно» ребенок может воспринять только от родителей. Если с раннего возраста не прививать ребенку любовь к чтению, то нечего удивляться, когда в школьном возрасте ваш малыш будет наотрез отказываться брать в руки книгу.
Тем более не стоит удивляться предпочтениям ребенка, если вы сами все свое свободное (да и не свободное) время проводите у телевизора или компьютера.Так как же воспитать у малыша любовь к книгам?
Все начинается с тактильных ощущений. Играя с ребенком, давайте ему потрогать не только погремушки и неваляшки, но и книжки. Пусть он рассматривает яркие картинки, водит пальчиком по обложке. Красочные книги большого формата не могут не привлекать внимание — знакомясь с ними, ребенок постепенно будет понимать, что книга — это увлекательно, ценно, интересно.
Чем раньше вы начнете читать для ребенка вслух, тем более выраженный эффект для развития оно даст. Ученые пришли к выводу: польза от правильного чтения вслух приравнивается к воздействию на организм витаминов и здорового питания!
Итак, давайте обозначим основные принципы правильного чтения вслух и приведем примеры книжек, которые понравятся вашему малышу!
Принцип №1. Читайте вместе.
Вряд ли ваш ребенок станет любить книги, если вы сами их не любите читать, и читаете ему с неохотой и раздражением. Совместное чтение — это игровая деятельность.
Стоит лишь начать: «Давай почитаем вместе!», «Хочешь узнать, какие приключения ждут маленького котенка?».
Григорий Остер «Котёнок по имени Гав»
Жил-был на свете котенок с необычным именем Гав. Из-за этого имени он постоянно попадал в разные истории... Очаровательная книга о приключениях котенка и его друзей не оставит равнодушным ни маму с папой, ни малыша.
Принцип №2. Задавайте вопросы.
Вопросы подталкивают развитие речи и когнитивных функций. Спрашивайте малыша как можно чаще: в начале чтения, в процессе и в конце.
Подойдут вопросы в плане: «Куда пошел зайчик?», «Какого цвета домик?» и так далее.
Серия «Муми-тролли» по мотивам историй Туве Янссон
Яркие иллюстрации, полезные штучки для маленьких пальчиков — кармашки, окошечки, клапаны, объемные картинки, коробочки — доставят множество радости малышам. Это специальный адаптированный вариант книг про муми-троллей, которые познакомит самых маленьких читателей со знаменитым муми-семейством.
Принцип №3. Обсуждайте детали.
Детские книги — это всегда много картинок. Рассматривайте их, делитесь любимыми иллюстрациями, разговаривайте о героях книг, их поступках и чувствах.
Сюда же относятся вопросы на различение предметов, цветов, форм: «Смотри, вот синяя машинка. А что здесь еще синего цвета?».
Анастасия Орлова «Яблочки-пятки»
Потешки — неотъемлемая часть первых месяцев жизни ребенка. Очаровательные коротенькие стишки на актуальные темы для малыша: первые шаги, снег и лужи, про улиточку и мишку. Пестушки и потешки вызывают ответную реакцию ребенка — тактильную, звуковую, эмоциональную.
Принцип №4. Разыгрывайте истории.
Герой сказки обедает? Покажите, будто хотите скушать нарисованную еду. Персонаж книжки моет посуду? Изобразите это! Таким образом вы поможете малышу связать слова с понятиями.
Возьмите в руки воображаемую ложку и говорите: «Медвежонок кушает мёд — ам-ам-ам». Вкусно!».
Серия книг «Я расту!»
Книги этой серии — просто находка для родителей. Страницы не перегружены текстом, иллюстрации довольно крупные, все понятно и просто — как раз для малышей. Короткие и забавные истории связаны с ежедневными делами ребенка: кормлением, укладыванием спать, чисткой зубов и так далее.
Принцип №5. Делитесь мнениями.
Малышу понравилась сказка — спросите его, почему. Если он во время чтения отвлекается, ерзает — в чем причина? Может, ему не по душе главный герой? Или не интересные иллюстрации? Так вы сможете выяснить вкусовые предпочтения ребенка — может, ему очень нравятся книжки про животных, а вот рассказы про природу он не любит.
Спросите малыша: «Тебе понравилось читать эту книжку? Будем читать ее снова?».
Елена Цветаева «Где живет птичка?»
Где же живет птичка? Загляните под листочек-клапан и узнаете! Развиваем кругозор, память, сообразительность, мелкую моторику.
Принцип №6. Стройте догадки о развитии сюжета.
Такой прием углубляет понимание прочитанного.
Не спешите перелистывать следующую страницу! Пробуйте вместе строить предположения: «Что же произойдет дальше? Что спрятано в сундучке? Куда герой пойдет потом?».
Сюзанна Ротраут Бернер, «Городок» и «Истории городка»
Вас ждет множество увлекательных историй, которые произошли на улицах одного городка весной, осенью, летом и зимой. Определяем время, запоминаем атрибуты времен года — все книги напечатаны в большом формате на плотном картоне. Можно рассмотреть каждую деталь!
Принцип №7. Покажите ребенку весь мир.
Для того, чтобы увидеть пальмы островов Тихого океана, не обязательно брать отпуск и садиться в самолет. Книги — бескрайний источник чудес, в которые можно окунуться, перелистнув следующую страницу! Старайтесь подбирать книжки о разных городах и странах, рассказывайте об обычаях и традициях других народов.
Детям всегда интересно узнавать новое: «Далеко-далеко, на самом крайнем севере, находится Арктика. Там живут белые медведи....».
Корней Чуковский «Бармалей»
Не ходите, дети, в Африку гулять! Ванечка и Танечка ослушались наказа взрослых и оказались на загадочном континенте Африка, где живет кровожадный Бармалей. На помощь к детям спешит всеми известный доктор Айболит.
Принцип №8. Соотносите прочитанное с реальными событиями.
Так малыш обретет понимание мира, в котором живет. Вы читаете книжку о жирафе? Вспомните, как не так давно вы ходили в зоопарк и там видели это животное.
Пусть малыш поделиться своими воспоминаниями и эмоциями: «Понравилось ли тебе в зоопарке? Где обитают жирафы?».
«Мои любимые животные»
Книги из серии «Мои первые слова» рассчитаны специально для самых маленьких читателей. Небольшие рассказы о животных написаны на тактильной бумаге — ваш малыш сможет на ощупь узнать, как выглядит тот или иной зверек. Развиваем воображение, словарный запас и мелкую моторику!
Принцип №9. Пусть ребенок пересказывает сказки.
Пересказ — прекрасный способ развить навыки рассказчика и убедиться, что ребенок действительно понял историю, которую вы прочитали.
Книжка закрыта, но впечатления еще свежи: «А теперь расскажи эту сказку Мишутке. Что произошло с Колобком, когда он ушел от бабушки и дедушки?».
Помните, что книги могут стать вам отличными помощниками при ответе на самые сложные детские вопросы, касающиеся любви, дружбы и человеческих взаимоотношений.
Бенедикт Карбоней «Я тебя люблю»
Какой должна быть любовь? Чем ее можно измерить? Чем отличается одна любовь от другой? Трогательная книжка, выпущенная в серии «Учусь чувствовать», адресована детям в возрасте от 1,5 до 3 лет. Она помогает малышам понять мир эмоций и ощущений.
Использовать все приемы за один раз не стоит — ориентируйтесь, исходя из сути книжки. Главное — ваша личная заинтересованность в том, чтобы ваш малыш полюбил книги.
С этими принципами согласна и Светлана Краева — логопед высшей категории. Она любезно поделилась с нами весьма интересной и полезной информацией.
Светлана Краева
логопед высшей категории
— Светлана Юрьевна, скажите, когда стоит приучать малыша к чтению?
— Начинать читать ребенку можно еще во время беременности. Уже доказано, что в утробе ребенок прекрасно слышит мамин голос. В возрасте 1 месяца уже можно показывать яркие картинки, называя предметы и явления. Главное — настроение, эмоции. Чем эмоционально выразительнее говорит мама, тем больше удовольствия и радости это приносит ребенку, тем выше вероятность того, что ребенок полюбит книги.
Кроме того, эмоциональная речь развивает слуховое восприятие ребенка, понимание речи, пополняет и расширяет пассивный словарь, который со временем перейдет в активный (когда малыш начнет говорить).
— Что делать, если ребенок не хочет читать?
— Увлекать и не заставлять! Заставлять читать дошкольника — это преступление, в дальнейшем возникнет нежелание учиться, чтение и вообще учеба будут восприниматься, как каторга.
Как увлечь чтением? Для начала можно историю не читать, а рассказывать, включать ребенка в процесс: разыграть сказку по ролям, читать вывески, предлагать дочитывать предложение за взрослым. Если же нежелание читать сохраняется, несмотря на все ваши усилия, то нужно обратиться к логопеду или психологу на предмет зрелости психических процессов и уровня речевого развития.
Несколько советов по вопросу привлечения детей к чтению мы получили и от мам Кирова. Им слово.
Елена Чеснокова
сын Михаил 8 лет
— Чтобы приучить ребенка к чтению, необходим наглядный пример. Поэтому — читайте вместе. И заниматься этим необходимо ДО школы — ходить в книжный магазин, покупать понравившиеся книги. Можно воспользоваться школьными инструментами приучения к чтению: завести «карточку читателя» — заполнять табличку о прочитанных книгах, пересказывать их.
Дарья Трейден
сын Михаил 1,5 года
— Если вы с радостью будете читать с ребенком книги, то и он к ним потянется. Важно не заменять книги электронными аналогами. Стоит выбирать те сюжеты, которые нравятся и вам, и ребенку. А в дальнейшем нужно опираться на достойные тексты мировой классики, усложнять их по мере взросления, формировать литературный вкус.
Ну и напоследок, хотим дать еще несколько важных советов:
- Не делайте чтение наказанием, не принуждайте детей к чтению и не лишайте книг за какой-то проступок.
- Учитывайте увлечения ребенка. Поддерживайте интерес к рыцарям, звездам, насекомым книгами на данную тематику.
- Дарите книги на праздники.
- Создайте собственную книгу! Например, из рисунков вашего малыша. Придумайте собственную историю или возьмите готовую.
Советы специалиста, состоявшихся мамочек объединяет одно — совместное увлечение книгами. Помните, что наши дети — это наше отражение. Хотите, чтобы они стали вашей гордостью? Помогите им в этом, изначально взглянув на себя!
Не является рекламой
Я и представить не могла какие здесь яркие красочные книги на любой вкус и кошелёк.
Ребёнок сама выбирает по 3-4 книги и читает. А недавно купили книгу по нашей тематике прямо у автора, он подписал дочке книгу на память. Она взахлёб читает, и сама уже истории сочиняет. Дочке 8 лет.
Будете в Питере, обязательно с ребёнком сюда, здесь чего только нет. По школе в том числе, работают все дни, кроме понедельника. У них есть сайт, смотрите в интернете.
И что удивительно мне не читали, со мной не обсуждали, но я очень люблю читать. Мужу читали, но не зацепило его. Муж даже ворчит по поводу покупаемых книг. Ребенок пока очень любит слушать, когда я читаю.
anut_a, буду вам признательна, если напишите несколько названий таких книг
Иосиф Бродский: Баллада о маленьком буксире. Олейников
Александр Нечаев: Соломенный бычок - смоляной бочок. Репкин
Галина Браиловская: Жили-дружили. Бялковская
Корней Чуковский: Все про Айболита. Елисеев
Валентина Путилина: Приключения Дук-ду. Пивоваров
Борис Заходер: Ма-Тари-Кари. Калиновский
Баллод, Румянцева: Про маленького поросенка Плюха. Медведев
Чиста небесная лазурь. Изд-во Белый город
Альф Прейсн: Про Козлёнка, который умел считать до десяти Сутеев
Алексей Крылов: Кот Василий. Любарский
Посмотрите на лабиринте из-во нигма и речь, в основном выпускают детскую литературу. Нигма есть по очень хорошим ценам в закупке на Кировчанке.
Лабиринт классно, но это не тот масштаб, поверьте. Мы по середине учебного года нашли тетрадь по английскому запросто на ярмарке (и не пропустили поэтому ни одного урока), в Кирове посредине года в наших магазинах ничего уже нет.
Когда жили в Кирове, я заказывала через сайт Лабиринт, но это ничто, как увидеть всё своими глазами. Кстати, там же увидели в продаже книгу, которой уже точно нет в лабиринте. По рисункам Антона Ломаева "Русалочка".
Лабиринт классно, но это не тот масштаб, поверьте. Мы по середине учебного года нашли тетрадь по английскому запросто на ярмарке (и не пропустили поэтому ни одного урока), в Кирове посредине года в наших магазинах ничего уже нет.
Ваша "русалочка" есть на озоне (http://www.ozon.ru/context/detail/id/31132661/) и буквоеде (http://www.bookvoed.ru/book?id=6161710). За сколько, кстати, вы ее купили?
Посещение ярмарок стимулирует спонтанные покупки вместо рациональных. Возможно для тех, кто не относится тщательно к выбору книг ребенку ярмарка и подойдет, но при более вдумчивом подходе в интернет-магазинах искать удобнее.
Про кировские офлайн магазны мне сказать нечего.
Книжку мы не покупали, просто на сайте того же лабиринта девушки сожалели, что нет такой книги именно с рисунками этого художника, а там бери- не хочу. Цену не помню. В районе 700р., врать не буду.
Есть старые- престарые книги века 19. И на такую ярмарку лично мы ходим не столько купить, сколько полистат,ь почитать, посмотреть что нового среди груды информации.
А ребёнок, да, она уже 10 книг по 60р. накупила и все они яркие, сочные, крсоыне, хоть ешь)))
Я про то же и говорю, там уйма шикарных книжек, в Кирове таких рядом не лежало.
Рай для учителей литературы и иностранного языка, географии, истории. Что до сайта все докопались?! Да крутой он у вас. Но..я думаю, ребёнку не интересно читать то, что даже в руках не подержать, и он не сам выбирал. А на ярмарке ходим и почти у каждой лавки останавливаемся. Ребёнок в прямом смысле умоляет, чтобы мы купили ей красочную книгу, и она сама читать будет. И-таки приходит домой и читает. 8 лет ребёнку. В Кирове маленькие книжки для детей по стилю а ля куплено на вокзале.
В 3 года такие интересно читать, а потом нет.