Должны ли дети делать «домашку» до самой ночи? Спрашиваем мнение у мамочек портала, работников школы и специалистов, а также изучаем, как устроена домашняя работа в других странах.
Больше всего на домашние задания жалуются не дети и не учителя. Больше всего уроки беспокоят родителей. Приходишь с работы домой с мечтами о сериальчике, а там: «Мааам, я уроки не могу сделать...», и слезы. И вместо сериала начинается окружающий мир, сочинение и прорисовка костюмов малых народов России. И страсти разгораются не хуже, чем у Карлоса с Марией: тут и слезы, и жалость к ребенку, и жгучая злость на школу — почему, почему опять так много задали?
Что говорят мамочки портала Кировчанка.ru?
Может быть такой сценарий повторяется не каждый день, и даже не в каждой семье. Однако многим посетителям портала Кировчанка.ru эта ситуация хорошо знакома. Вот такие сообщения встречаются на нашем форуме:
— Нам столько задают, что за час сделать уроки невозможно. Сегодня для примера сделала уроки сама. На математику ушло 20 минут. На русский — 15 минут. По чтению читаем «Лесную газету» Бианки. На завтра задали прочитать выпуск №4. Это 40 страниц текста практически без картинок мелким шрифтом, как в книгах для взрослых. Чтобы прочитать бегло, у меня ушел 1 час. По окружающему миру сделали задание в выходные. Так-что даже у меня ушло 1,5 часа без перерывов. А у второклашки скорость ниже раза в 3...
— Моему 10 лет, и мы в 3 классе. Учится хорошо, но уроки учим до 11-12 вечера, раньше бывало и до часу ночи! Особенно, когда окружающий или технология (шитье) и изо (рисование).
— В этом году пошли в 1 класс. На дом задают повторять материал с урока + домашнее задание, в итоге все делаем не торопясь за 1,5 - 2 часа. Ребенок делает без интереса и особого энтузиазма.
— У нас тоже проблема! Учимся в первом классе. Задают: письмо — ежедневно целый лист писать, чтение — переписываем рассказы печатными буквами (тоже почти ежедневно), математика — пол листа примеров и цифр пишем + окружающий мир и обязательные кружки. Помимо этого у нас еще задания в музыкальной школе. Моя старается, выполняет быстро, но такие объемы заданий первокласснику выполнить быстро невозможно! Мне очень жалко дочь.
— У меня старшая дочь учится в 5 классе. Так вот, уроки учит, как придет со школы и до ночи! Задают очень много! А еще музыкальная школа, где тоже задания задают. Дома уж совсем ничего не успевает. Бедные дети!
— Мы не исключение, старшая чуток быстрее, а младший: в 16 часов приходит из школы, и можем до 23 часов сидеть с уроками.
Что говорить, в уроках до 11 часов вечера приятного мало. Портал Кировчанка.ru решил помочь родителям разобраться, как же должно быть на самом деле. Для этого мы заглянули в нормативные документы, попросили консультацию у специалистов, задали вопросы учителю и обратились в департамент образования. Делимся итогами нашего расследования.
Как по нормам?
Дети не должны сидеть за домашней работой целую вечность. Сколько времени у школьников должно уходить на «домашку», указано в 2 документах:
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
Что же там написано?
Объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах — 1,5 часа, в 4-5-х классах — 2 часа, в 6-8-х классах — 2,5 часа, в 9-11-х классах — до 3,5 часов.Сложные предметы, по которым задают много домашней работы, не должны стоять в один день. То есть не могут биология, физика, химия и геометрия проходить в пятницу, их в расписании должны раскидывать равномерно, на всю неделю, и еще чередовать в течение дня.
К сложным предметам в начальной школе относятся математика, русский и иностранный язык, природоведение и информатика. В средней и старшей школе определить, что сложнее — русский или география — невозможно, поэтому рекомендовано естественно-математические предметы чередовать с гуманитарными.
Также нельзя проводить более 1 контрольной в день.
В 1 классе учителя не задают домашнее задание и не ставят оценки. Кстати, наклейки — это оценочная система. Наклеек тоже быть не должно.На самом деле, даже по всем нормам рабочих часов у школьника все равно много. В СанПиН 2.4.2.2821-10 есть табличка, в которой указано, сколько часов дети должны проводить в школьных аудиториях.
Давайте посчитаем. В 7-ом классе ребенок за неделю проводит в школе 26 часов (1 академический час = 45 минутам, 35 академических часов = 26 астрономических) + 15 часов (6 дней × 2,5 часа) делает уроки. Итого: 41 час. Это больше, чем рабочая неделя у взрослого. А у старшеклассников эта цифра еще возрастает. Плюс в любом классе на внеурочную деятельность отведено по 10 академических часов в неделю. Ничего не поделаешь, «нормы».
Что скажут специалисты?
«А это не вредно, столько учиться?» — наверное, подумали, вы. Мы тоже так подумали, поэтому обратились за консультацией к специалистам. Узнали 2 вещи: что происходит с организмом во время такой интенсивной учебы и как предотвратить нежелательные последствия, если они есть.
Ольга Владимировна Мамаева
психолог, консультант на портале Кировчанка.ru
— Ученики сидят в школе по 5-7 уроков, по 2-3 часа делают домашнее задание и еще посещают репетиторов. Для детей это большие нагрузки. Как они отражаются на ребенке? В первую очередь, идет снижение познавательного интереса. Ребенок может выполнять задания формально, по типу «выучил-ответил-забыл», без включенности и личной заинтересованности. Или делает их очень долго по времени, часто отвлекаясь. Чтобы школьник не переутомился от высокой нагрузки, его нужно учить выбирать главное, помогать в организации ритма: занятия-отдых. Если ребенок не справляется с уроками, надо искать причины. Это может быть неумение организовать свой день или отсутствие мотива, желания. Или ребенку не подходит программа, предложенная школой. В таком случае родители могут помочь так: научить планированию, тайм-менеджменту, умению работать с текстом, вычленять главное и т.д. Также родители — это главные вдохновители и мотиваторы своих детей.
Но в любом случае родители никогда не должны делать домашнюю работу за ребенка. Все уроки он должен выполнять сам. Если держать уроки под строгим контролем и делать их за ребенка, формирование таких качеств, как самостоятельность и ответственность, откладывается на неопределенный срок.
Однако прежде, чем отпустить ситуацию, надо убедиться в том, что вы научили ребенка справляться с уроками самостоятельно. Если это не так, ищите причины, по которым ему может быть трудно это сделать. На помощь может прийти детский психолог .
Игорь Анатольевич Разумов
Травматолог-ортопед центра «Гермес», консультант на портале Кировчанка.ru
— Однозначно такой сидячий образ жизни (несколько часов в школе, несколько часов на уроки дома и занятия с репетитором) сказывается на здоровье школьника негативно. Мышцы устают от однообразной нагрузки. Нарушается осанка, ухудшается общее самочувствие. Чтобы уменьшить вред, научите ребенка, что каждые час-полтора необходимо делать разминку в течение нескольких минут. Вот комплекс физических упражнений для физкультминутки:
— наклоны головы вперед/назад, влево/вправо
— махи руками
— закручивание туловища вправо/влево
— наклоны туловища вправо/влево и вперед
— 10-15 приседаний
— разминка кистей рук
Что говорят в школе?
Как вообще получается, что у детей формируется список заданий на дом, с которым они не справляются в положенное время? За разъяснениями мы обратились в школу.
Оксана Леонидовна
Учитель русского языка и литературы школы №32
— Объем домашнего задания дается учителем самостоятельно, но обязательно на основе рабочей программы по своему предмету. Соответственно у детей, обучающихся по ФГОСам (новым стандартам), выполнение домашней работы занимает больше времени, чем у детей, обучающихся по предыдущей программе.
Если дети жалуются, что не успевают делать домашние задания, я могу предложить им остаться после уроков и выполнить то, что необходимо было сделать. К сожалению, не у всех учителей есть такая возможность.
Что делать?
Если вы все посчитали и выяснили, что ваш ребенок в 7-м классе сидит над уроками по 4 часа, вы не могли не задать себе вопрос: «Что делать?». Ведь это неправильно и по нормативным документам, и специалисты говорят, что это вредно для здоровья.
Прежде всего, попробуйте поговорить с классным руководителем и другими родителями: у всех ли детей трудности с выполнением домашней работы? Возможно, другие ученики справляются с тем же объемом за час и не видят проблемы.В таком случае нужно выяснить, что задерживает вашего ребенка. Он много отвлекается на просмотр пейзажей за окном, включает телевизор во время «домашки»? Ну да, уроки сложно назвать веселым занятием. Снегопад, а уж тем более мультики, конечно, интереснее. Создайте ребенку дополнительную мотивацию. Сделаешь уроки до 17:00 — поиграешь на компьютере (хотя это то же самое, что и «Не сделаешь до 17:00 — запрещу компьютер», но звучит мягче). А еще лучше — пусть он сам себе придумает «санкцию». И не забывайте, что раз вы договорились на 17:00 часов, то и проверяйте готовность домашнего задания каждый день ровно в 17:00.
Еще одной ступенькой к самостоятельности могут служить секции и кружки. Бывает, что ребенок «сидит» над уроками, потому что может себе это позволить — он никуда не торопится, времени на ДЗ — до отбоя. Но если вечером еще запланированы танцы, а после них хочется посмотреть интересный фильм, стимул сделать уроки вовремя очень большой.
Другая проблема — ребенок не понял сложную тему. И за учебниками сидит долго, потому что сам не может разобраться, а у учителя переспросить стесняется. Прийти на помощь могут и репетитор, и дедушка-физик.
Совершенно иная ситуация, когда с уроками не справляется половина класса. Или когда в 1-м классе ребенок сидит за домашними заданиями по 120 минут, хотя после школы он должен отдыхать.
В этом случае вы можете подать в администрацию школы обращение, в котором подробно объясните, что именно вас не устраивает (большой объем домашней работы, задания не по возрасту). Форма обращения — свободная.Если на ваше обращение не отреагируют в школе, вы можете подать его в департамент образования администрации города Кирова или Роспотребнадзор. Они проверят образовательное учреждение на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм. О результатах проверки вам сообщат примерно через месяц (не больше, чем через 30 дней после подачи заявления).
А как у них?
С домашним заданием в нашей стране мы все выяснили. Интересно, а как занимаются дети в других странах? Сколько они тратят на выполнение домашней работы?
В школах США действует «правило 10 минут»: ровно столько времени отведено на уроки первоклашкам.И с каждым классом время на домашние задания увеличивается ровно на 10 минут. То есть дети занимаются дома по 20 минут в 2-м классе, 1 час — в 6-м и 2 часа — в 12-м. Придерживаться этого правила рекомендуют Американская национальной ассоциация образования и Американская национальная ассоциацией родителей и учителей.
Самые счастливые дети живут в Нидерландах — для детей до 12 лет там вообще домашняя работа отменена. Совсем небольшие задания есть в Финляндии, и это не обязательно примеры по математике — детям могут поручить помочь маме и папе по дому, посмотреть видеоролик или прогуляться по парку.
А где ученики дольше всего сидят над домашними заданиями? В рамках рейтинга PISA — международной программы по оценке образовательных достижений учащихся* — в 2014 году среди 15-летних школьников разных стран был проведен опрос. Подростков расспрашивали, сколько времени они тратят на уроки.
Больше всего на домашнюю работу жаловались школьники Шанхая — в среднем они тратят на нее почти 14 часов в неделю. На втором месте находится Россия — около 10 часов в неделю.Надо сказать, что в 2003 году этот показатель в нашей стране был на 3 часа больше. На 3 месте — Италия, где дети занимаются дома по 9 часов в неделю. В конце рейтинга — Южная Корея и Финляндия. Оказалось, что домашняя работа занимает у них чуть больше 2 часов в неделю.
Как ни странно, Финляндия и Китай — традиционно в лидерах рейтинга по показателям образовательных достижений. Интересная новость, не правда ли?
Что в итоге?
Конечно, нельзя говорить, что в наших школах дети беспросветно сидят над уроками. Да, бывают сложные дни, но у большинства школьников все в порядке.
Елена, мама пятиклассника:
— Мой ребенок учится в ВПГ, и у нас программа слишком легкая. Домашние задания за ребенка я не выполняю вообще, он все делает сам. В 1-м классе задания были какие-то, несложные. Ребенок их выполнял на продленке, без моего участия. А сейчас он учится в 5 классе и дома на уроки обычно тратит 2 часа. Из которых примерно час рассказывает мне что-то интересное из того, что было на уроках, а час — выполняет письменные задания, читает, смотрит видеоуроки и учит что-то устно.
Я только просматриваю электронный журнал и проверяю оценки. Тетради просматриваю нерегулярно и прошу сделать работу над ошибками. В проектах мы не участвуем.
У моего ребенка достаточно насыщенная жизнь помимо школы. И домой он приходит чаще всего в 19.30. На уроки остается 2 часа всего. В воскресенье ребенок уроки не делает.
Главное, не накручивайте себя. И давайте ребенку больше самостоятельности. Самое страшное, что может произойти, — это замечание или низкая оценка в дневник за невыполненную работу. Зато в следующий раз ребенок ответственнее подойдет к урокам. А вот нервы от ночных переживаний уже не восстановить.
Поделитесь в комментариях, а как проходит выполнение домашних заданий у вас? Задают ли вашему чаду уроки в 1 классе? И правда ли, что в выполнении школьных проектов задействованы вся семья: от бабушек до двоюродных племянников? А также не забывайте читать полезные советы по воспитанию детей на портале Кировчанка.ru!
Не является рекламой. *Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проводится раз в 3 года Организацией экономического сотрудничества среди подростков в возрасте 15 лет по 4 основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность
Спасибо за вашу заметку. Часы пересчитали, теперь все указано в астрономических часах.
Главное не научить, а занять ребенка и родителя.